


Тульский государственный университет (далее – университет, ТулГУ) является ведущим научно-образовательным центром Тульской области – региона с диверсифицированной экономикой и мощным инновационным потенциалом.
Обучение в университете осуществляется по 48 направлениям подготовки бакалавриата, 41 направлению подготовки магистратуры, 11 программам специалитета, 28 направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, 24 специальностям ординатуры и 10 специальностям среднего профессионального образования.
Около 47 % реализуемых в вузе направлений подготовки и специальностей имеют техническую направленность, 38 % от всех реализуемых программ бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
Научные исследования в ТулГУ ведутся в 61 научном направлении, соответствующем 8 из 9 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. В вузе сложились научные школы в области систем и комплексов вооружения; стартовых и технических комплексов реактивных систем; теплофизики и газодинамики, технологии машиностроения; обработки материалов резанием и проектирования инструментов; механики деформируемого твердого тела; управляемых динамических систем; электрохимических, химических и электрофизических воздействий на материалы; материаловедения; обработки металлов давлением, транспортного машиностроения, градостроительства.
В состав научно-исследовательской инфраструктуры университета входят: 24 научно-образовательных центра, научные школы, управление научно-исследовательских работ. Научные коллективы сотрудников вуза неоднократно становились лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области образования и лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. ТулГУ имеет опыт реализации проектов в рамках таких программ, как Постановление Правительства Российской Федерации № 218 от 9 апреля 2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», «Кадры для региона», «Новые кадры для ОПК», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; гранты РФФИ, РГНФ, Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.
Численность профессорско-преподавательского состава ТулГУ составляет 1214 человек, в их числе 2 академика и 2 члена-корреспондента государственных академий наук, 214 докторов и 645 кандидатов наук, 136 почетных работников высшего образования, заслуженных деятелей науки, изобретателей. К педагогической деятельности привлечены 300 высококвалифицированных специалистов – представителей реального сектора экономики и социальной сферы, ведущих сотрудников научных и образовательных организаций России.
Потенциал научно-педагогических работников можно охарактеризовать следующими показателями: увеличение за последние пять лет в 1,5 раза объема средств, привлеченных за счет научных исследований; повышение на 25 % публикационной активности в системе цитирования Scopus и количества цитирований в РИНЦ; функционирование 11 диссертационных советов по 29 научным специальностям из 6 отраслей науки с защитой в них 342 диссертаций, в том числе 28 на соискание ученой степени доктора наук; увеличение почти в 2 раза количества научных журналов, в том числе электронных, издаваемых в ТулГУ.
Основой успешного развития университета является эффективное использование следующих конкурентных преимуществ:
- устойчивые связи с предприятиями реального сектора экономики и социальной сферы региона, поддержка губернатором Тульской области и крупнейшими корпорациями («Ростех», «Роскосмос») процесса трансформации инженерного образования и развития опорного вуза;
- крупнейшая в регионе спортивно-культурная инфраструктура (2 бассейна, спортивный комплекс, концертный зал, санаторий-профилакторий, база отдыха);
- уникальный портфель образовательных программ по 34 укрупненным группам направлений (специальностей), ориентированный на приоритетные направления национальной экономики и социально-экономического развития Тульской области;
- возможность получения в университете рабочей профессии, среднего профессионального и высшего образования разных уровней, наличие системы переподготовки и повышения квалификации;
- опыт внедрения инновационных образовательных технологий и систем поддержки учебного процесса;
- успешный опыт реализации крупных проектов по заказу корпораций (годовой объем проектных работ структурных подразделений ТулГУ составляет 53 млн руб.);
- наличие развитых научных школ, а также сети научно-образовательных центров, являющихся связующим звеном между научной и образовательной деятельностью внутри университета и платформой реализации научного и образовательного потенциала вуза, направленной на удовлетворение потребностей предприятий;
- тематика и результаты проводимых НИОКР, а также широкое привлечение студентов к научной деятельности, позволяют влиять на все стадии учебного процесса, чтобы его содержание максимально отвечало требованиям предприятий;
- проводимые совместно с предприятиями и организациями научные конференции, конкурсы и выставки достижений молодых исследователей, служащие своеобразным индикатором достигнутых результатов, как в научной, так и в образовательной деятельности.
ТулГУ является единственным в регионе вузом, ведущим многопрофильную непрерывную подготовку специалистов всех уровней в областях инженерного, математического, естественнонаучного, медицинского, социально-экономического и гуманитарного образования. Выпускники университета востребованы на предприятиях Тульской области, а также сопредельных регионов. Уровень трудоустройства выпускников ТулГУ в течение первого года после завершения обучения превышает 80 %. ТулГУ является единственным научно-образовательным учреждением региона, готовящим кадры высшей квалификации для оборонных предприятий и учреждений России и Тульской области. Направления исследований в ТулГУ определяются ориентацией оборонных предприятий области на производство современного высокоточного оружия ближней и средней тактических зон. В связи с этим приоритетными направлениями исследований университета в сфере ОПК являются направления, ориентированные на модернизацию существующих и создание новых:
- боевых частей средств поражения и боеприпасов различного назначения;
- систем навигации, ориентации и стабилизации;
- двигателей и планеров управляемых и неуправляемых ракет и снарядов ближней тактической зоны боевых действий;
- систем управления ракет и снарядов ближней тактической зоны боевых действий;
- элементов стрелково-пушечного вооружения.
1. Научно-образовательная среда для оборонно-промышленного комплекса Тульской области.
Основные задачи проекта:
- разработка, внедрение и реализация новых проектно-ориентированных образовательных модулей, направленных на удовлетворение кадровых потребностей (в том числе и обусловленных конверсионными мероприятиями) промышленных предприятий (НИИ, КБ и т.д.) ОПК Тульской области и позволяющих своевременно и адекватно реагировать на изменения указанных потребностей;
- органичное объединение научного, образовательного и учебно-методического потенциала университета с техническими и экономическими возможностями предприятий ОПК путем создания межкафедральных научно-лабораторных центров и лабораторно-производственных комплексов;
- ресурсное развитие научного потенциала университета, обеспечивающее расширение спектра научных исследований и ориентированное на решение перспективных наукоемких задач (в том числе и обусловленных конверсионными мероприятиями) в интересах развития промышленного потенциала Тульской области.
2. Новая генерация кадрового ресурса для транспорта XXI века.
Основные задачи проекта:
- распространение практико-ориентированных связей на подготовку кадров, обеспечивающих промышленный рост региона в сферах тяжелого и транспортного машиностроения, а также эксплуатации транспортных систем;
- разработка и внедрение новых проектно-ориентированных образовательных модулей и технологий обучения, в том числе дистанционных, с привлечением специалистов региональных предприятий тяжелого и транспортного машиностроения, а также эксплуатации транспортных систем;
- -развитие кадрового потенциала, обеспечивающего подготовку кадров в интересах предприятий тяжелого и транспортного машиностроения, а также эксплуатации транспортных систем Тульской области;
- расширение сферы научно-исследовательской деятельности в области тяжелого и транспортного машиностроения и эксплуатации транспортных систем, а также привлечение в нее профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов.
3. Инновационная проектно-ориентированная образовательная среда – основа подготовки кадров для производственно-строительного комплекса.
Основные задачи проекта:
- внедрение в образовательную деятельность проектно-ориентированных методов обучения, направленных на развитие у обучающихся навыков решения прикладных задач в области строительства и техносферной безопасности;
- развитие образовательной и научной инфраструктуры университета, обеспечивающей проведение актуальных прикладных исследований в области строительства и техносферной безопасности;
- выработка у слушателей дополнительного профессионального образования инновационных профессиональных навыков в области экологической безопасности и техногенных рисков на базе сформированной новой образовательной среды;
- создание научно-образовательного многофункционального комплекса в области строительства и техносферной безопасности, основанного на универсальной гидроструйной технологии, обеспечивающей разработку технологий и реализацию прорывных проектов, включенных в образовательный процесс обучения студентов и аспирантов.
4. Подготовка рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств с учетом международных стандартов (WSR).
Основные задачи проекта:
- развитие механизмов партнерского взаимодействия со стейкхолдерами - промышленными предприятиями и профессиональными образовательными организациями Тульской области;
- разработка и реализация новых проектно-ориентированных образовательных программ и профессиональных модулей по освоению наиболее востребованных на региональном рынке труда профессиональных компетенций, в том числе для студентов, обучающихся по договорам целевого обучения;
- развитие кадрового потенциала, обеспечивающего подготовку рабочих, специалистов среднего звена и прикладных бакалавров в интересах высокотехнологичных промышленных предприятий Тульской области, с учетом требований международных стандартов (WSR);
- повышение престижа высококвалифицированных кадров через создание на базе Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ регионального специализированного центра компетенций.
5. Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения.
Основные задачи проекта:
- совершенствование образовательного процесса за счет внедрения проектно-ориентированного и сетевого обучения;
- создание и развитие университетской клинической больницы, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов первичного звена здравоохранения, за счет интеграции обучающихся в клиническую работу и научно-исследовательскую деятельность;
- создание центра компетенций по бережливым технологиям и образовательной площадки «Фабрика процессов» для внедрения принципов бережливого производства в здравоохранение;
- развитие механизмов трансляционной медицины, направленной на создание единой инновационной цепочки «идея - лаборатория - клиника» в соответствии с задачами Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года;
- повышение качества медицинской помощи населению (в том числе обучающимся и работникам университета).
- Акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова». Предприятие будет выступать в качестве лабораторно-производственной базы реализации новых проектно-ориентированных модулей и проведения прикладных научных исследований по направлениям, связанным с модернизацией существующих и созданием новых образцов высокоточного оружия ближней тактической зоны
- Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Сплав». Предприятие будет выступать в качестве лабораторно-производственной базы реализации новых проектно-ориентированных модулей и проведения прикладных научных исследований по направлениям, связанным с модернизацией существующих и созданием новых образцов реактивных систем залпового огня.
- Акционерное общество «Акционерная Компания «Туламашзавод». Предприятие будет выступать в качестве лабораторно-производственной базы реализации новых проектно-ориентированных модулей и проведения прикладных научных исследований по направлениям, связанным с технологией производства различных систем вооружений.
- ООО «Группа компаний «Виста». Предприятие будет выступать в качестве научно-образовательной площадки для отработки новых проектно-ориентированных технологий обучения специалистов в сфере комплексного обслуживания автомобилей различных марок и создания образцов подъемного оборудования для предприятий автосервиса.
- Ассоциация «Саморегулируемая организация «Строители Тульской области» (318 предприятий). В ходе реализации Программы развития планируется привлечь ассоциацию к ресурсному обеспечению очно-дистанционного обучающего комплекса подготовки бакалавров и магистров в сфере строительства, а также открытию научно-образовательного центра на базе ООО «Центр качества «Стройконтроль». Для создания лаборатории отопительной техники будут привлечены ООО «Протон-2000» и ООО «Бош Термотехника».
- Министерство образования Тульской области. Планируется взаимодействие по реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Тульской области.
- Министерство здравоохранения Тульской области. Взаимодействие по вопросам развития региональной системы медицинского образования.