30 июн, 2020

Накануне, 29 июня, в зале Ученого совета Алтайского государственного университета состоялось заседание круглого стола по вопросам подготовки региона к внедрению национальной системы профессионального роста педагогов.

Работу круглого стола, в котором приняли участие представители опорного вуза Алтайского края, Алтайского государственного педагогического университета, Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова и Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина, возглавил министр образования и науки Алтайского края Максим Александрович Костенко.

В ходе мероприятия состоялось обсуждение вопросов подготовки педагогических кадров и существующих форм мотивации и поддержки молодых специалистов и студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, формирования целевого набора и подготовки по индивидуальным образовательным траекториям в бакалавриате и магистратуре, реализации системы дополнительного профессионального образования педагогов в рамках федерального проекта «Учитель будущего» и о новых тенденциях в педагогическом образовании.

«Если мы сегодня говорим об учителе будущего, о студентах, которые потом пойдут в образовательные организации края, то необходимо, на мой взгляд, придерживаться принципа четырех «К»: коллаборации или сотрудничества между вузами, готовящими педагогов, коммуникации, то есть способности услышать друг друга, креативности, или принятия нестандартных решений, и критического мышления, - подчеркнул М.А. Костенко. – На сегодняшний день существует дефицит всего живого в системе образования, дефицит неформального, результативно-ориентированного, практико-направленного, а также дефицит внимания к студенту и его интересам. Поэтому тема того, что востребовано людьми и то, что ориентировано на результат, – это именно то направление, которое надо сегодня учитывать, проектируя любые образовательные программы».    

Ряд актуальных тем в своих докладах в ходе круглого стола подняли представители Алтайского госуниверситета: ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров, президент АлтГУ Сергей Валентинович Землюков, первый проректор по учебной работе Евгения Анатольевна Жданова, директор Института искусств и дизайна Лариса Ивановна Нехвядович. В частности, Сергей Валентинович Землюков, отметив актуальность темы, посвященной формированию системы подготовки педагогических кадров в Алтайском крае, подчеркнул, что в этом вопросе большое значение имеет качество подготовки.

«Реализуемые в настоящее время национальные проекты в первую очередь нацелены на преодоление разрыва между потребностями технологического и инновационного развития России и подготовкой тех кадров, которые смогут обеспечить данное развитие. Этот разрыв особенно чувствуется в регионах. Кто будет готовить новый формат учителей и школьников? Я предлагаю рассматривать ответственность за преодоление этого разрыва не только педагогическим вузам, но и всей системе образования Алтайского края, в том числе и нашему университету, который может предложить компетенции по цифровой экономике, по технологическим и исследовательским направлениям. В рамках хорошей конкуренции нам надо дополнять друг друга, повышая качество подготовки школьников, прежде всего, для вузов Алтайского края», - резюмировал С.В. Землюков.

Президент АлтГУ также высказал предложение о принятии в крае программы сопровождения жизненного цикла профессии учителя и о ее поддержке министерством образования и науки региона.

Ректор Алтайского госуниверситета С.Н. Бочаров на заседании отметил, что в рамках программы развития опорного вуза АлтГУ планирует активно заниматься подготовкой педагогических кадров. Это связано в первую очередь с установками, которые были даны главой государства и Минобрнауки России о подготовке высшими учебными заведениями инженеров, медицинских работников и педагогов.

«Алтайский госуниверситет подготовил комплексную программу подготовки педагогических кадров, в которой значительное место уделяется развитию индивидуальных образовательных траекторий. Это многоступенчатая подготовка на уровне бакалавриата и магистратуры, а в случае подготовки управленческих кадров для системы образования и перевод на уровень аспирантуры. На заседании круглого стола министр образования и науки Максим Александрович Костенко поддержал нашу инициативу, отметив, что на сегодняшний день не только педагогические университеты способны удовлетворить спрос со стороны реального сектора экономики, поскольку у них существует дефицит таких предметников, как химики, физики, математики, биологи. Потребность в таких педагогах сейчас больше, чем готовят в профильных вузах, а наш университет давно занимается подготовкой именно таких кадров, но проблема в том, что они проходят не по педагогической специальности. Как решить эту проблему? Этот вопрос среди прочих активно обсуждался на круглом столе», - подчеркнул, подводя итоги мероприятия, С.Н. Бочаров.

В ходе работы круглого стола было рассмотрено предложение о развитии межвузовского сотрудничества, одним из направлений которого может стать реализация совместных сетевых образовательных программ по подготовке педагогических кадров, прежде всего, для школ Алтайского края.

Поддержку участников мероприятия получила и предложенная АлтГУ магистерская программа «Кадровый резерв: управленческие команды в образовании», нацеленная на подготовку управленческих команд в сфере образования, разработку проектов развития и формирование сетевого сообщества руководителей сферы образования.

На рассмотрение участников мероприятия также был вынесен проект решения круглого стола, подготовленный опорным вузом, где предлагалось создать в регионе инновационную модель системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров различных уровней и ступеней образования, основанную на идеях целостности, непрерывности, индивидуализации образовательных траекторий и цифровизации образовательной среды. Было предложено обобщить опыт вузов Алтайского края по подготовке педагогических кадров, обладающих расширенными современными компетенциями, в том числе при реализации гибких индивидуальных образовательных траекторий и провести на базе АлтГУ в феврале 2021 года круглый стол с участием руководителей вузов и министерства образования и науки Алтайского края по выработке дальнейших единых решений в образовательной политике по подготовке педагогических кадров в регионе.

Опорные университеты