19 июл, 2019

3-4 июля на базе Тульского государственного университета собрались представители учебно-методических объединений по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки «Вооружение и военная техника» и «Авиационная и ракетно-космическая техника» для обмена опытом организации учебной, методической и научной работы. В заседании приняли участие представители учебно-методических объединений ведущих вузов страны.

Внедрение новых методик и технологий было возложено на научно-педагогическое сообщество. Среди ведущих вузов страны выбрали те, которые были авторитетны в определённой области знаний. Вокруг этих базовых вузов объединились университеты и институты, осуществляющие подготовку по данному направлению. Ректор базового вуза становился председателем УМО, а представители вуза входили в состав Совета УМО.

С 2015 года УМО стали создаваться по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки. Все эти специальности и направления подготовки приказом Министра образования занесены в перечень укрупнённых групп. Таким образом, сейчас в России 57 Федеральных учебно-методических объединений.

— Очень важно отразить цифровые технологии и компетенции в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, — подчеркнул Сергей Валерьевич Коршунов, проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана. — Ведь цифровизация экономики — это одно из приоритетных направлений нашей страны.

Как рассказала начальник управления образовательных стандартов и программ МГТУ им. Н.Э. Баумана Татьяна Александровна Гузева, поколение стандартов 3+ отличается от поколения 3++. И основное отличие заключается в отсутствии в Федеральных стандартах 3++ профессиональных компетенций. В данный момент, поскольку нет примерных образовательных программ, при разработке образовательных программ вузы должны сами определить профессиональные компетенции с учётом профессиональных стандартов и требований промышленного сектора.

С приветственным словом к участникам заседания обратился ректор ТулГУ, академик РАРАН Михаил Васильевич Грязев. Он подчеркнул, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал Тулу сердцем оборонной промышленности России. И роль Тульского государственного университета, являющегося кузницей кадров для ОПК, велика.

Наш краеугольный камень — подготовка кадров! — произнёс Михаил Васильевич. — Тульский государственный университет обладает уникальным опытом. Это связь науки и подготовки кадров с ведущими предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Лучшие представители предприятий преподают в ТулГУ, наши выпускники после окончания вуза приходят работать на эти предприятия.

Участники заседания обсудили вопросы, связанные с отражением цифровых компетенций во ФГОС 3++, порядком и особенностями прохождения аккредитации по ФГОС 3+, ролью высокоточных технологий в высокоточных системах будущего.

Начальник учебно-методического управления ТулГУ Александр Владимирович Моржов рассказал об опыте опорного университета по разработке рабочих программ дисциплин и фондов оценочных средств. В своём выступлении он сделал акцент на том, что сегодня большое внимание со стороны контролирующих органов уделяется проверке соответствия структуры и содержания образовательных программ требованиям законодательства в сфере образования. При этом сами требования очень часто допускают двойную трактовку.

Тульский государственный университет провёл значительную работу по формированию рекомендуемых шаблонов документов, входящих в состав образовательных программ, чтобы они соответствовали предъявляемым требованиям.

— Разработанные шаблоны позволяют оптимизировать работу преподавателей, связанную с формированием документов, — отметил Александр Владимирович. — Это способствует поддержанию методического обеспечения учебного процесса вуза на высоком уровне.

Сегодня участники мероприятия посетят АО «Щегловский вал». Работа выездного заседания продолжится и завтра. Гости побывают в Научно-производственном объединении «СПЛАВ».      

Опорные университеты