19 июл, 2018

Стратегической задачей программы развития опорного университета является модернизация образовательной деятельности университета в интересах реального сектора экономики и социальной сферы

Очевидно, что чем более подготовленные абитуриенты поступают в университет, тем более интенсивную подготовку они смогут пройти, а значит и более эффективно смогут работать в любых сферах. В связи с этим особое значение приобретают вопросы качества подготовки будущих учителей.

Проведенный аудит подготовки педагогов позволил определить, что в настоящее время в ВятГУ существует несколько центров ответственности за формирование компетенций педагогов. 

Это размывает ответственность за конечный результат между различными центрами ответственности. Лишает возможность оперативно вносить коррективы в содержание подготовки студентов – будущих учителей.

Анализ запросов работодателей, требований образовательных стандартов общего и высшего образования, требований профессионального стандарта педагога привел к необходимости запуска с 1 сентября 2018 года проекта модернизации подготовки будущих педагогов «Учитель 2023».

Проект модернизации направлен на усиление практической подготовки студентов-будущих педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к учителю современной школы. 

В основе предлагаемого проекта лежит принцип «двух ключей». Держателями «ключей» будут выступать, с одной стороны - дирекция образовательных программ подготовки педагогов, с другой стороны - кафедры университета, обеспечивающие методическую и психолого-педагогическую подготовку студентов. 

Дирекция должна выступить центром ответственности за разработку стратегии и проектирование образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование». Задача дирекции – на основе анализа потребностей общества (включая запросы всех участников образовательного процесса) и государства интегрировать запрос на подготовку для Кировской области педагогических кадров нового формата. 

Дирекция формализует полученный запрос и задает требования к содержанию образовательной программы. В соответствии с полученными требованиями кафедры разрабатывают образовательные программы. Для определения соответствия созданных программ имеющемуся запросу дирекция организует их аудит  с привлечением профессионального экспертного сообщества, а также, возможно, и широкого общественного обсуждения. В ходе диалога согласовываются позиции всех интересантов, что позволяет принять решение о реализации образовательной программы. 

Дирекция образовательных программ осуществляет отбор наиболее квалифицированных кадров для работы со студентами, в том числе организуя повышение квалификации (курсы, стажировки в ведущих образовательных центрах страны – гимназия Сколково, IT - лицей КФУ,  Сириус и др.). 

Важнейшей функцией дирекции является внешний и внутренний аудит учебных материалов и процесса обучения, в том числе экспертами из ведущих вузов и школ страны. Дирекция обеспечивает максимальное приближение учебного процесса к школьному образовательному пространству. Обучение студентов осуществляется в модельных школьных кабинетах по химии, биологии, математике, физике, безопасности жизнедеятельности, начальному и дошкольному образованию, естествознанию и др.

Эффективность реализации образовательной программы будет оцениваться по принципу «двух ключей» с использованием методов независимой оценки качества подготовки:  

  • демонстрационные экзамены WorldSkills Russia по компетенции «Педагог основного/среднего образования» (для студентов 1-3 курсов);
  • срезы уровня подготовленности на основе единых федеральных оценочных материалов (для студентов 4-5 курсов);
  • публичные защиты выпускных квалификационных работ.

Роль кафедр на данном этапе - совместно с дирекцией осуществлять анализ результатов промежуточного и итогового контроля готовности студентов к профессиональной деятельности и при необходимости принимают решение о коррекции образовательной программы.

Таким образом, проект подготовки педагогов предполагает кооперацию университета, работодателей, общественности в целях повышения качества подготовки будущих учителей.

Источник: ВятГУ

Опорные университеты